• Регистрация
  • Вход
    Забыли пароль?

    Войти через:

Под прицелом: Max Payne 3

09.06.2012

Серия игр «Max Payne» заслуженно называется культовой. Первые две части были оценены по заслугам, получив прекрасные оценки от критиков (которые редко опускались ниже 8 баллов из 10) и признание от игроков по всему миру. Присоединится ли к звёздному дуэту «Max Payne 3» - покажет время, а мы пока взглянем, что же он из себя представляет.

Max Payne: Начало

2001 первый год. Выходит игра «Max Payne», как уже было сказано, ставшая культовой и которую помнят до сих пор. А ведь прошло уже 11 лет. Чем же так зацепила геймеров по всему миру история о полицейском, потерявшем всё и вставшем на борьбу с преступностью? 

- Сюжет

Несмотря на огромное количество фильмов о полицейских, история Макса уникальна (да и по самой игре впоследствии сняли фильм). С самых первых минут и до финальных титров игроки уходят в создаваемую атмосферу с головой, сопереживая, сочувствуя герою. Разработчики предложили нам почувствовать себя «правосудием вне закона». Преследуемый, осуждаемый, но не сбившийся со своего пути Макс ведёт свой одинокий крестовый поход против зла в лице преступности Нью-Йорка во имя мести (и, наверное, справедливости в каком-то смысле). И он полон решимости положить этому злу конец. Он знает, что такое боль, ему нечего терять. Пути назад нет и мосты сожжены. Но он смотрит правде в глаза – нимбом над головой и не пахнет. Пахнет порохом, который уже, наверное, въелся в кожу, и кровью, которую, может быть, получится смыть с одежды, но не стереть из памяти. За всю первую часть Макс убивает 576 человек, если быть точным. Карма загублена конкретно. И этим он цепляет ещё больше, ведь наш детектив совсем не типичный персонаж. Оригинальность любят все.

  • «Я не был одним из них. Я не был героем»

- Исполнение

Не возьмусь утверждать о популярности стиля «нуар» 11 лет назад (в американском кинематографе 40-х годов был такой стиль, характерными чертами которого были мрачные или ночные сцены, сопровождаемые атмосферой постоянной тревоги, разочарования и повсеместного цинизма при минимальном уровне морали у героев), но сейчас это слово - «нуар» - у многих на устах. Удивительная кинематографичность – результат стилизации в этом направлении. И это абсолютный успех. Приём повествования в виде комиксов (графических новелл) стал своеобразной визитной карточкой «Max Payne» не менее чем знаменитый и ныне используемый повсеместно «bullet-time», на котором построен практически весь игровой процесс серии игр о Максе. А ведь широкую известность «замедление времени» получило именно благодаря нашему бравому детективу, не считая, может быть, знаменитой кинокартины «The Matrix», к которой в «Max Payne» есть несколько отсылок. Впрочем, разработчики начали творить ещё до выхода фильма, и идея с замедлением времени уже лелеялась в их светлых умах. Об этом нужно помнить. Конечно, нельзя не упомянуть отличный приём с камерой, которая при убийстве последнего противника красиво перемещается от главного героя к несчастному негодяю, демонстрируя с разных ракурсов финальные секунды жизни последнего. Интересны и прочие приятные мелочи вроде «пасхалок» или телевизионных шоу, которые можно посмотреть на расставленных во многих местах телевизорах, радио и записи автоответчика – в общем, всё то, что позволяет игроку полностью погрузиться в раскинувшийся перед ним игровой мир (согласитесь, современным играм этого часто не хватает). Все эти «фишки» проделали долгий путь от первой до третьей части серии, сослужив верную службу.

- Action.

Даже учитывая кинематографичность, приятную во всех отношениях, - «Max Payne» всё же шутер. Само название жанра означает стрельбу, и тут её в достатке. Кто-то не лезет в карман за словами - про Макса же можно сказать, что он не полезет в карман за патронами. В этом он остаётся верен себе на протяжении всех трёх частей серии. Сотни не самых глупых врагов, мешок патронов и возможность замедлять время – умело приготовленный коктейль, который не отпускает после одной порции, заставляя хотеть ещё и ещё. Разработчики вновь не подкачали. Конечно, 2001 год кажется сейчас далёким и графика давно устарела. Сложно рассуждать о модели повреждений, разрушаемости объектов и физике в целом. Особенно сложно это будет сопоставить геймерам помоложе, но поверьте, тогда все перестрелки в «Max Payne» смотрелись отлично и были чуть ли не каким-то откровением. Во многом благодаря возможности замедлять время, но тем не менее. Тела не падали, как мешки с картошкой, а всё-таки пытались повиноваться силам притяжения и всем прочим существующим силам. В общем, тела были похожи на тела, а не на камни: от удара пули их отталкивало, от взрыва отбрасывало, от коктейля Молотова враги в панике бегали и кричали, а одно из главных достоинств – попадание в голову - всегда означало гибель противника (Если это не босс). «Max Payne 3» в этом плане сделал огромный шаг вперёд, но об этом позже. 

Max Payne 2: возвращение

«Все они были мертвы»

2003 год ознаменовал релиз второй части серии – «Max Payne 2: The Fall of Max Payne». 
Оценки были по-прежнему высоки, хотя количество наград приуменьшилось. Что изменилось? В общем и целом осталось всё хорошее – а остальное улучшилось. Был сделан шаг на пути к большей реалистичности благодаря вводу графического движка «Havok». Игровой движок при этом остался не тронут. Уничтожать окружающий мир стало веселее, ровно, как и расстреливать врагов. Сюжет стал длиннее, и в него вплелась романтическая линия (иронии разработчиков не видно конца, ибо счёт погибающих женщин на руках у многострадального Макса всё растёт). Также нам дали возможность поиграть не только за Макса, но и за Мону. 

  • Возвращение темного рыцаря

Увеличилось количество вставок в виде комиксов, которые практически заменили анимированные заставки. Атмосфера «нуар» стала чувствоваться лучше, но в какой-то мере это, возможно, отпугнуло некоторых игроков. Всё-таки игра получилась довольно мрачная и в этом переплюнула предшественницу. Лично мне атмосфера очень нравилась, кажется, помогала лучше понять Макса, его душевное состояние. Это не покидающее чувство вины и нестерпимую боль. Количество тёмных и ночных сцен, кажется, увеличилось. Ощущая себя в вечном мраке, невольно становится не по себе. Бесконечные перестрелки, гибель и без того немногочисленных товарищей, не отпускающая депрессия по поводу смерти жены и дочери. На такой почве недолго и свихнуться. И всё это передано разработчиками настолько качественно, что примерить на себя шкуру Макса мог бы даже человек с самым скудным воображением. 

Единственный откровенный минус второй части, на мой взгляд, – это уровень - кошмарный сон Макса. В первой части он показался забавным, но во второй очень напрягал. Затянутый и без какой-то особой смысловой нагрузки. Одним словом – лишний.

  • Кошмар во всех отношениях

В остальном претензий практически нет. Все прелести, о которых писал выше, остались, исправленные или дополненные. Вторая часть стала достойным продолжением серии, порадовала способность разработчиков не только не упустить положительные аспекты, но и улучшить их и ввести новые, затягивающие во вновь разворачивающееся приключение нашего детектива. 

Max Payne 3: реки крови

Итак, в 2009 году был анонсирован выход «Max Payne 3», что, несомненно, обрадовало фанатов серии по всему миру. Стоит отметить, что за разработку вместо «Remedy Entertainment» взялись «Rockstar», которые ранее занимались изданием Макса на консолях. К слову, третья часть сперва вышла на «Play Station 3» и «Xbox 360» и уже потом на PC. Плохо ли повлияла смена разработчика на конечный результат? Я так не думаю. Несмотря на такие перемены, атмосфера игры осталась похожей на себя, Макс был всё тот же, только постаревший и скатившийся ещё глубже в депрессию, которую теперь без устали заливал крепким алкоголем. Чем же игра старается зацепить и чем, возможно, оттолкнёт фанатов серии и тех игроков, которые о Максе узнали только с выходом последней части серии?

  • Долгожданное возвращение

Отмечу, что у меня данное творение вызвало исключительно положительные эмоции, но постараюсь быть объективным.

- Главный герой

«Я не качусь под откос. Я уже скатился». 

Мрачность, депрессивность, циничность и чернота чувства юмора Макса остались нетронутыми. Изрядно постаревший экс-детектив, находящийся вечно где-то на дне бутылки, вынужден покинуть Нью-Йорк из-за перестрелки, случившейся в баре, в ходе которой им был убит сын главы мафии. Максу повезло встретить Рауля Пассоса, который помог ему выбраться из мафиозных лап и предложил работу в качестве телохранителя одной богатой семьи в Бразилии. Везение оказалось весьма условным, и о своём согласии на это предложение Макс пожалеет не один раз. Что, в общем-то, и понятно, ибо наш герой переживает бойни, доселе невиданные в серии игр «Max Payne». Вспомним, что уже отмечалось количество убитых Максом в первой части игры – 576 человек. Здесь это число выросло в разы без всякого преувеличения. Да хватит одного взгляда на достижения, которые можно заработать в игре, и вы поймёте весь масштаб происходящего. Личная маленькая война. А ведь он уже совсем не молод. Между прочим, немалую роль в сложившейся ситуации играет огромное пристрастие к спиртному и болеутоляющим, о чём сам Макс не раз упоминает и к развязке сюжета даже завязывает с этим делом. А до тех пор он пьёт на работе, пьёт дома, а потом пьяный или с дичайшего похмелья вновь принимается за дело.  

  • Минуты мнимого утешения

А причина всё та же – неутолимая скорбь по погибшим родным и чувство утомлённости от этой жизни. Тем не менее, его не покидает и чувство ответственности, ведь люди, которых он должен был защищать, гибнут один за другим. Снова мы видим ту изюминку, ту черту Макса, которая не даёт нам отвернуться от героя – всё осточертело, он был бы и рад вернуться в Нью-Йорк и просто жить сложившейся жизнью или даже вовсе отдать Богу душу, но повернуться спиной к тому, в чём сам отчасти был виноват – просто не мог. Не давало покоя и не оставляющее ощущение дежавю – вновь всё началось с женщины, которой угрожала опасность. И вновь пути назад нет. Наш тёмный рыцарь снова начинает свой кровавый поход к правосудию.

Эту боль не заглушить никакими препаратами. Но это я заварил эту кашу, и мне её и расхлёбывать».

- Атмосфера

В третьей части она не совсем такая же, как у предшественников. Обращений к «нуару» во внешнем убранстве стало меньше, появилось больше дневных, светлых уровней. Характер главного героя, тем не менее, остался верен стилю, в котором был создан изначально. Разработчики хорошо дали прочувствовать усталость, изнурённость Макса – он постоянно ходит по лезвию ножа, один неверный шаг и всё, конец. Несколько сцен в игре делают на этом акцент, к примеру, полученное ранение на стадионе, бегство из пожара или перестрелка на скоростных поездах. Также разработчики внесли интересную деталь – своеобразную игру со светом и цветами, которую Макс видит постоянно наряду с тем, что в глазах постоянно двоится. Этот приём помог передать физическое состояние экс-детектива. Последствия алкоголя и таблеток. Помимо того, как и прежде, на вашей стороне вроде бы и будут союзники, но всю работу по-прежнему делать придётся самому. Одиночество стало неотъемлемой частью образа. Вообще, понятие «атмосфера» само по себе очень широко и многогранно, так что его, пожалуй, тоже разделю на несколько пунктов: 

1) Сложность и перестрелки.

 «Я просто хотел вернуться в бар Марти и снова разглядывать дно стакана. Я и так уже отправил на тот свет слишком много людей». 

Первые две части не отличались особой сложностью в прохождении, отметить можно было разве что самые последние уровни. Были пара-тройка моментов, на которых можно было застрять. Враги, конечно, не были Эйнштейнами, но и полными идиотами не были тоже. Изредка можно было поддаться инстинкту Рембо и пойди напролом через толпу врагов с автоматом наперевес, но чаще всего такой ход оказывался проигрышным. Так или иначе в реалиях того времени всё выглядело отлично – не было искусственной сложности за счёт 50 врагов на квадратный метр, но и те враги, которые всё-таки были, не высовывались головами прямо под ваш прицел. Третья часть преподнесла нам очень приятный подарок. Враги стали умнее и их стало больше на протяжении всей игры. Они используют укрытия, наступают и отступают в зависимости от ситуации. Вражеский арсенал также разнообразен. Вам будут противостоять совершенно разные противники, начиная от банд в фавеллах, заканчивая тяжеловооруженными полицейскими.

  • Печальное оповещение, которое вам придётся видеть довольно часто

Сам же Макс имеет возможность носить два одноручных оружия и одно двуручное. Если вы фанат дробовиков или винтовок – дело ваше, но забудьте о стрельбе «по-македонски». Носить с собой, скажем, автомат никто не запретит, но при переключении с него на оружие в каждой руке – двуручное упадёт на землю. Ни гранат, ни коктейлей Молотова в арсенале Макса нет. Зато появился действительно забавный ближний бой. Если в первых двух частях вы могли лишь колошматить врагов битой, куском трубы или прикладом, то в третьей части дело приняло иной оборот. Подойдя к врагу вплотную и нажав кнопку атаки, игрок заставит Макса сделать пару неплохих ударов по челюсти врага, а затем выпустить контрольный выстрел ошеломлённому противнику в голову или куда-либо ещё.  

  • Макс бьет наверняка

Несмотря ни на что, трудности с прохождением могут возникнуть даже на самом лёгком уровне, и это совсем неплохо, как может показаться на первый взгляд. Почему так – объясняет следующий пункт. 

2) Реализм

«Всех было суждено пустить в расход. Меня-то уж точно».

С одной стороны, неудивительно, что третья часть выглядит лучше, чем младшие представители вида. Ведь прошло столько лет, и сравнивать всё, что касается графики и физики – попросту глупо. Но давайте взглянем немного с другой стороны. «Max Payne 3» сделал большой шаг вперёд не только по отношению к первым двум частям, но и по отношению к современникам. Какова вероятность того, что человек выживет, если в него разрядить целую пистолетную обойму? Крайне мала! И в «Max Payne 3» нет исключений ни для врагов, ни для главного героя. Если быть точным, хватает 2-3 патронов по незащищённым частям тела. А попадание в голову - по-прежнему верная смерть для любого противника. Помните, выше я написал, что в первых частях серии было то же правило, но исключением были боссы? В «Max Payne 3» нет боссов, что лично мне очень понравилось. Странно ведь смотрится сцена расстрела главного злодея на протяжении минуты - другой, а тот ну никак не хочет погибать.  

  • В кепку так и не попал

Несомненно, радуют модели повреждений и физика в целом. На этот раз изменения претерпели и игровой, и графический движки. На этих местах оказались «Rockstar Advanced Game Engine» и «Euphoria Physics Engine» соответственно. Отверстия, оставляемые пулями на телах врагов, смотрятся очень эффектно, растекающаяся и разбрызгивающаяся кровь от попаданий также оставляет приятное впечатление и позволяет почувствовать себя в центре настоящей перестрелки, а не в тире с бумажными мишенями. Даже укрытия не всегда гарантируют вам полной безопасности – противники не стесняются целиться по вашим рукам и ногам.

3) Сюжет, уровни и стилизация

«Реальность вот-вот должна была рухнуть и рассыпаться».

Не буду много говорить о сюжете, скажу лишь то, что он занимателен, но на шедевр не тянет. История преподнесена красиво и интересно, с любопытными сюжетными поворотами, флэш-беками и своеобразной запутанностью. В общем, сюжет - это как раз та часть в игре, которая больше всего сохранила в себе от стиля «нуар», о котором я уже упоминал. Единственное, что не очень понравилось – приблизительно три раза за игру мне показалось, что вот он – финал. Сейчас я расправлюсь вот с этими ребятами, и пойдут титры. Вообще, из такого приёма можно извлечь выгоду, ведь неожиданный поворот в этом плане прибавляет интереса. Но не когда это происходит трижды. 

Что касается стилизации и разных мелочей – претерпела изменения «фишка» с вставками в виде комиксов. Теперь мы видим не просто статичные картинки, но их взаимодействие с анимацией. Причём сделано всё так, что вы не увидите в игре ни одного загрузочного экрана, так как все загрузки происходят именно во время этих вставок. Тут уже каждый решит сам как лучше – лично мне понравилось. 

Присутствует «bullet-time», и он всё также прибавляет зрелищности всему происходящему. Некоторые моменты реализованы особенно удачно, как, например, момент из воспоминаний Макса, где он стреляет с падающей водонапорной башни, или уровень на реке, где стрелять нужно с подпрыгнувшего катера, на стадионе, после прыжка в окно, где засел снайпер и т.д., моментов этих немало и смотрятся они очень зрелищно.

Никуда не делся и приём с камерой, показывающей добивание последнего противника. Также понравился ход с обезболивающими во взаимодействии с замедлением времени. Если вдруг у вас осталось малое количество здоровья и есть обезболивающее в кармане, но использовать вы его не успели, и вас подстрелили – включается «bullet-time», и вам предоставляется шанс убить сделавшего этот последний выстрел – и вы спасены. Обезболивающее при этом удаляется. Удобно, особенно учитывая немалые сложность и реалистичность игры, при которых погибнуть проще простого. 

  • Макс умеет появиться неожиданно

Наряду с уже знакомыми нам телешоу были добавлены «улики» и «золотое оружие». Улики, как и записи автоответчиков в первых частях серии, для игрока имеют ценность сугубо эстетическую. Для желающих глубже погрузиться в мир. А вот золотое оружие – другое дело. Собрав все золотые детали для соответствующего оружия, вы тем самым повысите его показатели. Очень полезно для повторного прохождения на более продвинутых уровнях сложности. 

Игровые уровни разнообразны и все по-своему интересны. Я игру прошёл на одном дыхании и ни разу не заскучал. На каждом этапе есть какая-то деталь, придающая ему оригинальность. К примеру, на одном из первых уровней игроку приходится сначала убегать от снайперов, а затем выступить в роли снайпера самому, прикрывая своего товарища. На фоне общей бесконечной пальбы – это приятные минуты. Река, офис, городские улицы, аэропорт – эти и многие другие места предстоит посетить игроку, решившему окунуться в мир «Max Payne 3».

Итог

«Это была самая долгая попытка самоубийства в истории».

Игра получилась отличная. Зрелищные перестрелки, куча красивых моментов (среди которых есть и не заскриптованные), достойный, пусть и не тянущий на шедевр, сюжет, умные враги, реалистичность, адекватная сложность, увлекательный мир, великолепный главный герой, отсутствие нелепых боссов – все эти и многие другие плюсы ожидают игроков, чтобы показать себя.

Конечно, есть и минусы. Практически не запоминаются второстепенные персонажи, кроме, возможно, Пассоса. Они кажутся настолько неважными, что ты помнишь о них только до тех пор, пока они хоть как-то маячат на горизонте происходящих событий. Как только тем или иным образом эти товарищи пропадают из поля зрения – о них сразу забываешь. 

После каждой заставки Макс меняет своё оружие на одноручное. Всегда. И если после этой заставки идёт непростая перестрелка, то каждый раз менять оружие на то, которое нужно – не очень удобно.

Линейность. Сейчас очень популярны проекты «Mass Effect» и «Dragon Age», прославившиеся своей системой диалогов. Не возьмусь утверждать, что от ввода чего-то подобного «Max Payne» бы выиграл, всё же это не RPG, а Shooter, но предложить игроку выбор действий и сделать пару концовок – было бы неплохим вариантом. Остальное, на мой взгляд, мелочи, придираться к которым не очень правильно. 

«Max Payne 3» можно порекомендовать абсолютно всем, кроме, пожалуй, детей, так как кровь льётся реками. Сами понимаете. Я уверен, что игру оценят как фанаты серии, так и те, кто знать не знал кто такой Макс Пэйн. Свои 9/10 она заслужила. 

Автор текста: Евгений Белимов (sOzo)

комментарии(12)
ugryumyi skitalets, 09 июня 2012, 18:51 С оценкой второй части не согласен.
Гораздо хуже первой.

А в третью так и быть поиграю, уговорил.
Когда Дьябла меня отпустит.
s0zo, 09 июня 2012, 19:35 Тем не менее, оценки второй части ставили действительно не сильно ниже, чем первой. В среднем 8/10. У игроков мнения само собой расходятся, старался смотреть объективно.
Hidracock, 09 июня 2012, 18:54 В первой части Макс был простым копом, у которго все отобрали и который решил за это отомстить. Во второй части Макс вроде как оклемался, но тут оказался в ненужное время в неподходящем месте. И все по новой. После такой-то концовки и всего пережитого появляется сомнение в том, что Макс вообще способен самостоятельно мочиться и передвигаться. И тут, внезапно Макс превращается в Рембо и направляется в фавелы, дарить свинцовые подарочки со справедливостью. ВОТ ЭТО ПОВОРОТ.
s0zo, 09 июня 2012, 19:28 Я уже давно перестал придираться к таким вещам. В конце концов это игра. Вряд ли кому-то будет интересно играть контуженным паралитиком. Да, горы трупов за спиной 50и летнего дяди смотрятся не слишком похоже на то, что мы видим каждый день, но в остальном-то полный порядок. По крайней мере мне так видится.
ugryumyi skitalets, 09 июня 2012, 19:49 Это наверное тот случай, когда налаженная франшиза не очень кстати. Мне воспринимать Макса в Бразилии, в красках и цветах а-ля ФарКрай не получается, хоть убей.
s0zo, 09 июня 2012, 20:12 Да, гавайская рубашка у него модная, что ни говори. С другой стороны в игре показана скорее мрачная сторона Бразилии - трущобы, бедность. В контрасте с немногочисленными богачами. На улицы Бразилии игроков выпускают только в фавеллах, если я не ошибаюсь. Добавим сюда нашего вечно хмурого героя и готово. Дело во взгляде на самого Макса, я полагаю.
andzie, 09 июня 2012, 20:11 игра шикарна, это все еще старый-добрый макс
heyoka, 09 июня 2012, 21:51 Для меня серия Макса умерла еще на 2 части игры. Первые две части были шикарные: атмосфера копа в криминальном Нью-Йорке была непередаваемой. Обе части прошел по 3-4 раза за последние 5 лет. Но узнав, что Макса переселяют в Таиланд, одевают майку-алкоголичку и передают его в руки Rockstar - огорчился, как вышло, не зря. Сейчас эта игра не передает ровным счетом ничего, чтобы характеризовало ее как продолжение Макса Пейна, игра больше похожа на очередной продукт Рокстар: качественный, но убогий в корне. Количество противников зашкаливает, будто я играю не за Макса, а за Серьезного Сэма, совершено бредовые персонажи, не запоминающиеся ничем, кроме аццкова акцэнта и дибильных монологов, Макс, больше похожий на спившегося Юн-Фата (Stranglehold), чем на человека, опустившегося на дно - перечислять можно многое. От Макса осталось одно название и bullet-time, остальное - высокопробный отход, качественный, красивый, запоминающийся, но отход.
brosha, 10 июня 2012, 08:43 шикарная игра
Lyrastars, 11 июня 2012, 19:05 "Сейчас очень популярны проекты «Mass Effect» и «Dragon Age»"
Млеа, а вы в них хоть играли? Какая там нелинейность в сюжете? Да никакой, особенно в последних сериях каждой из игр.
s0zo, 12 июня 2012, 01:01 Мне кажется, что это слишком субъективный вопрос. Вокруг концовок ME2 вон какой балаган устроили, разработчикам писали даже. Какова цель и каков результат? Нелинейность заключается не только в том, как история заканчивается, но в том, как она развивается. Разве нет? Любая свобода выбора, пусть даже и мнимая, будет смотреться интереснее коридорных перестрелок. Но это, опять же, кому как. А вообще, от игры в жанре "шутер" в этом плане много ждать не стоит, конечно. Это я так, из размышлений.
Inf1del, 12 июня 2012, 10:57 Он стал похож на Сэма Фишера.

добавить комментарий

Войти через

Комментарий

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.
Чат
Архив