• Регистрация
  • Вход
    Забыли пароль?

    Войти через:

Carmac о бизнес-моделях развития игр

14.06.2012 | sandr1x

Здравствуйте, уважаемые читатели Place2Play. Представляем вам новую экспериментальную рубрику "Переводы", в которой будут публиковаться различные блоги, интервью и статьи деятелей компьютерного спорта, которые не попали под объектив русскоязычного мейнстрима. Сегодня вашему вниманию предлагается аналитическая статья из блога руководителя лиги ESL, Михала Блихарца, который разложит по полочкам (не)успешность развития различных киберспортивных дисциплин по той или иной бизнес-модели. Приятного чтения.

Как правильная бизнес-модель помогает успешному становлению хорошей игры

Starcraft рано или поздно умрёт из-за «врождённого» порока, это «генетически» заложено в самой игре. Точно так же, как и многие другие игры. League of Legends, возможно, станет первой дисциплиной, которой удастся избежать этой участи.

  • Starcraft умрёт!

Длина жизни той или иной игры зависит от того, насколько часто обновляется её «кровь». То есть, это выражено соотношением тех, кто перестал интересоваться игрой и отошёл от дел, к количеству свежеприбывших новичков. Таким образом, дисциплина начинает «отмирать», как только число первых начинает значительно превышать количество вторых.

Многие считают, что продолжительность жизни отдельно взятой игры зависит от качества её геймплея. Как бы не так. Бизнес-модель, по которой развивается игра, имеет не меньшее (если даже не большее) значение.

Предлагаю взглянуть на три основных типа таких моделей:

1. «Подарок на Рождество»

Это знакомая всем с детства модель. К ней относятся одни из лучших игр в истории компьютерного спорта, в том числе Quake, Starcraft и Counter-Strike (рано или поздно все они начали потихоньку «увядать»).

Данную модель можно разбить на следующие этапы:

1. Делаем игру, запихиваем в коробку.
2. Генерируем овер9000 ажиотажа перед релизом.
3. Выпускаем в продажу под Рождество или аналогичные (более подходящие) праздники.
4. Капусту срубили — и забыли.

С точки зрения компьютерного спорта бесспорным плюсом является громадный рост сообщества сразу после релиза. Однако по мере спада продаж сходит на нет и рост сообщества.

Люди предпочитают покупать новинки.

По мере того, как игра «стареет» - с её сцены уходит больше людей, чем приходит новых. По всем фронтам происходит отток тех, кто занят в той или иной сфере, относящейся к какой-либо конкретной игре до тех пор, пока её сцена не станет унылой и непривлекательной чуть более, чем наполовину. Всё это уже происходило с Warcraft 3, Quake 3, Broodwar и Counter-Strike просто потому, что этому суждено было рано или поздно случиться (учитывая данную модель развития). У всех этих игр с самого начала был один существенный изъян и недостаток.

Неправильный геймдев.

Издатель не будет поддерживать игру в качестве киберспортивной дисциплины, потому что для этого нет веских обоснований. То есть, не происходит возврата инвестиций (ROI), потому что приходится тратить деньги на людей, которые уже купили игру. Это примерно как угощать в баре выпивкой девушку-на-одну-ночь уже после того, как получил от неё то, что хотел.

Нам всем несказанно повезло, что Blizzard поддерживают свою игру так, как они это сейчас делают (снимаю шляпу перед этими господами — одни из лучших издателей). Могли бы они делать что-то ещё для компьютерного спорта? Разумеется, но для этого им понадобится чёткий бизнес-план.

Иными словами, издателю необходим способ получения прибыли напрямую из компьютерного спорта, чтобы поддерживать свои игры в этом контексте на должном уровне.

2. Многолетний цикл

Яркими примерами этой модели являются FIFA и Call of Duty. Эдакая модификация «подарка на Рождество», новые версии которого выходят с завидной регулярностью, а также имеют успех в сообществе игроков, кто охотно переходит на очередное обновление.

В теории эта модель идеальна, ведь она и вправду обеспечивает значительный приток «свежей крови» в каждый сезон продаж новой части серии. Проблема же заключается в качестве именно киберспортивной составляющей этих игр.

Игра может быть просто замечательной, а затем выпускают новую версию, на которую всем приходится переходить, но она не удовлетворяет запросам соревновательности и баланса, как пример. Такой риск «встроен» в данную бизнес-модель и усугубляется тем фактом, что в то время как КрутаяШпилка-7 уже почти готова, КрутаяШпилка-8 уже разрабатывается в другой студии.

Я, если честно, ещё не сталкивался с действительно успешными реализациями указанной бизнес-модели. Starcraft II сможет доказать обратное, но после третьей своей реинкарнации прикажет долго жить, если только не станет по-настоящему мейнстримовым теле-шоу.

3. Модель Magic: The Gathering

Третья и самая жизнеспособная модель развития игры, известная роду человеческому. Она безотказна как с точки зрения киберспорта, так и с точки зрения бизнеса. Мультиплеерный free-to-play вкупе со стабильным потоком микро-транзакций гарантирует прибыль каждый день.

Самым ярким примером этой модели, конечно же, служит League of Legends. Ведь у модели развития этой игры отсутствуют недостатки её сестёр. Чемпионов периодически добавляют в игру, как карты в Magic: The Gathering. Таким образом, геймплей с течением времени лишь развивается. Каждые две недели LoL становится немного другой игрой, вследствие чего вряд ли сможет наскучить. А если ребята из Riot чего-нибудь где-нибудь поломают, то они всегда смогут «откатиться» на предыдущий патч.

Но самая главная черта League of Legends — это отсутствие «врождённого порока» необновляемости игрового сообщества, который в наличии у всех игр «с полки». Напротив — данная бизнес-модель позволяет со временем вовлекать всё больше и больше игроков, замещая любого, кто решил по тем или иным причинам покинуть сцену.

Но и это ещё не всё. Сама модель подразумевает, что издатель будет обязан продолжать инвестиции в разработку игры, потому что отдельно взятый пользователь в таком случае сможет потратить на неё сколь угодно много денег за всё время своего пребывания в ней.

Таким образом, удержание стабильной базы игроков (в том числе, и по причинам соревновательности) довольно тесно связано с вполне осязаемым возвратом инвестиций для компании Riot.

В то время, как издатель «рождественского подарка» не сможет обосновать инвестиции в игроков, которые уже купили его игру, Riot напротив — не могут не инвестировать в базу своих игроков. Это гениально.

Чтобы здравствовать через пять лет Starcraft'у необходимо, чтобы в него продолжали играть те, кто играет сегодня. LoL, в свою очередь, может сменить несколько поколений игроков без особо ущерба для самой дисциплины. Это ключевая разница в ДНК League of Legends, которая поможет этой игре (и подобным) пережить SC2.

Судьба не лишена иронии: геймплеем тут и не пахло — пахнет, как ни странно, лишь деньгами.

Послесловие от автора

Чтобы внести ясность для тех, кто после данного текста захочет посадить меня на кол, добавлю:

Перед тем, как SC2 начнёт умирать пройдут долгие годы (за исключением того варианта развития событий, при котором трансляции матчей смогут обеспечить стабильный приток новых игроков). Мне по-прежнему очень нравится эта игра и я с бОльшим удовольствием смотрю матчи по SC2, нежели по LoL, хотя нравятся мне обе дисциплины.

И кстати — всё, что я написал о LoL, так же относится и к DotA 2. Та же самая модель, в точности.

 

комментарии(61)
findless, 14 июня 2012, 19:47 Поэтому-то я и не очень люблю доту 2 и лол (но не так, чтобы ненавижу), т к знаю, что они ф2п и разрабы будут их постоянно обновлять. Мне вообще странно, что СК2 и проч. близз. игры все еще не придерживаются этой стратегии.

Странно, что то же не сделали и с кс:го - имхо, надо бы добавить туда АК47 со странностями. Кто играл в доту 2 или тф2 поймут, при чем тут "странности" :)
Дмитрий Рябов, 14 июня 2012, 20:28 логика на гране фантастики.
LOLJkE1337, 14 июня 2012, 20:40 не очень люблю доту 2 и лол
они ф2п и разрабы будут их постоянно обновлять.
crz, 14 июня 2012, 20:41 моятвоянепонимать
Игнат Игнатович Игнатов, 15 июня 2012, 05:25 mindless
чйзр, 15 июня 2012, 07:33 в угаре писал?
VPBENQattack, 14 июня 2012, 20:59 кармак рип
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 21:47 Также следует отметить, что Риоты работают только над одной игрой, над Лигой Легенд.
Потому им доверия больше, имхо.
для остальных каждая е-спортивная игра всего лишь одна из их списка.
Соответственно и отношение к игре и сообществу её игроков другое.
degree, 14 июня 2012, 22:07 Риоты еще сами турниры устраивают , значит прибыль не только с ф2п составляющей игры
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:10 Поскольку игра носит соревновательный характер, а не шмотничество чистой воды а-ля Вов или Д3, организовывать такие туринры для издателя выгодно, при грамотном подходе.

За примерами далеко ходить не надо.
Инетрнейшенл от Вэлв, Сезон 2 от Риотов, да даже ПоинтБлаенк и ВЛЦ от Хренновы на СтарЛаддере. Мир Танков от Варгеймнг туда же.
Дмитрий Рябов, 14 июня 2012, 22:22 ну интернейшнал носит рекламный характер, а не соревновательный.
да и что за мода называть Валв Вэлвом. это всё сентрай и визардрай от матрикса и вилата?

Вообще ни райоты ни валв свои прибыли не показывают. так что о том, как это выгодно остается только догадываться
Георгий Ядвидчук, 14 июня 2012, 22:25 Да, о прибылях можно только гадать. В принципе, это конфиденциальная информация, но если ее раскроют чутка хотя бы в годовом отчете, тогда видно будет.
Дмитрий Рябов, 14 июня 2012, 22:27 дело в том, что валв не торгует акциями публично, а по-этом может писать что угодно в публичном годовом отчете
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:26 Ну раз проводят, значит причины есть.
Вроде как Вэлв правильно произносить, насколько могу судить со своим школьным уровнем.
Дмитрий Рябов, 14 июня 2012, 22:34 всё-таки правильно произносится Валв. это можно проверить в любом словаре с транскрипцией.
естественно это выгодно. но не стоит сравнивать рекламную акцию от Валв с регулярными лигами по Лолу.
ну да. проводят турнир в год на много денег для приглашенных команд, а между этими турнирами онлайн лиги, на которых могут даже призовые не выплачивать и ланы, на которые спонсорам приходится даже билеты оплачивать
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:40 Хм, точно Валв. Не знал. Спасибо.

Да. мне тоже у Клапанов это не нравится. какая-то показуха всё. Что с КСГО, что с Дотой..

А Роиты вроде как призовые выплачивают сами, с определённых турниров, и ещё допустим наверняка платят ЕСЛ за появление Лиги Легенд в ИЕМ.
Евгений Пензарь, 14 июня 2012, 22:46 нет, не платят они ЕСЛю за лигу легенд.
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:48 Откуда инфа?
Даже если не платят, не думаю что ЕСЛ в накладе, с 100 000+ зрителей на стриме, и 200 000+ на пике.
Евгений Пензарь, 15 июня 2012, 00:11 Риоты платят есл, это из той же оперы что и риоты платят п2п за колонку.
slav1k2h, 15 июня 2012, 03:13 Риоты платят ЕСЛ инфа 100%
sandrix, 15 июня 2012, 03:46 Вариант английского забыл указать. И таки Вэлв :)

Пруф: http://lingvo.yandex.ru/valve/%D1%81%20%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/

(можно даже послушать, нажав на иконку с "рупором")
Дмитрий Рябов, 15 июня 2012, 17:31 ты серьезно там слышишь Э или просто троллишь?
sandrix, 15 июня 2012, 17:38 Ты серьёзно не знаешь, как произносится æ или такой толстый? А про закрытые слоги в школе сейчас тоже не рассказывают?
Дмитрий Рябов, 15 июня 2012, 17:31 http://www.youtube.com/watch?v=ClZmEFqMgWk
sandrix, 15 июня 2012, 17:39 Поздравляю, ты только что заовнил сам себя :)
Дмитрий Рябов, 15 июня 2012, 17:46 а то, что он там всё видео кричит АААА - это тоже ЭЭЭЭ? :)
Дмитрий Рябов, 15 июня 2012, 17:48 http://www.lovelylanguage.ru/pronunciation/sounds/163-short-vowel-as-in-words-back-stamp
тут тоже Э? :) трэп, стэмп, бэк? :)
чйзр, 15 июня 2012, 07:40 Я вообще не понимаю, как можно сравнивать закрытую бетку и игру уже 2 года прочно "ездит" по турнирам?
Hybrid, 15 июня 2012, 10:01 +1
Hybrid, 14 июня 2012, 22:11 У меня к ним доверие кончилось когда они стали выпускать кучу героев, чем и продолжают заниматся. Это же бред полнейншый, невозможно выпускать такими стопками героев и чтоб всё они были интересными. Подход Доты мне более по душе, все герои бесплатные, для всех.
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:13 Да, при внешней схожести подходы всё-таки разные.
Одна возможность создавать свои сервера для ЛАНа в Доте2 чего стоит!
А механизм одевания не образа целиком, а отдельных шмоток с возможностью добавления фанатских вещичек? Это же очень сильный ход в плане выгоды для издателя. Очень сильный, повторюсь.
Мне 80% скинов в Лоле кажутся откровенной халтурой. Что не уменьшает удовольствия от просмотра игр профи.

А то что у разраюа игра только одна, которой он занимается.
Это автоматом даёт больщущий потенциал для развития. Для ПОСТОЯННОГО развития. Как им воспользуются, другой вопрос. Но сам по себе этот потенциал - большой плюс.
где вот гарантии, что Вэлв не забросит Доту2? Это же не Сорс, тут герои, баланс, все дела.
Дмитрий Рябов, 14 июня 2012, 22:23 а мне больше нравится приывчка валв проводить работы на серверах во время крупных турниров.
у нас тут лан финал, но вы знаете сервера доты не работают. так что ждем пока включат
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:26 Понять такое - не могу совершенно.
чйзр, 15 июня 2012, 07:39 Это ты про квали к ТИ? Между прочим, связь с админами Валва есть у всех оргов крупных лиг\труниров, все это согласовывается но никто не застрахован от разного рода ЧП.

Специально тебе никто сервак не ложит и не заставляет переносить\ожидать игр.
crz, 14 июня 2012, 22:28 айсфрог всё будет обновлять :)
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:28 Дай Бог, если будет так. Дай Бог.
Hybrid, 14 июня 2012, 23:07 Гарантии там же где и тф2 который до сих пор с новым шмотом и прочей ерисью. В том то и дело что риоты это чистой воды грабёж, я хочу играть всеми героями не делая доната. Уж лучше я на шкурки поданачю в своё удовольствие, чем буду отдавать деньги за кучу героев, которые выходя в таких количествах не могут быть хорошими, или не будут повторяться.
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 23:12 Почему грабёж? Вот бесплатные. играй. пробуй.
Поиграл, заработал игровую валюту? Покупай понравившегося чемпиона. Играй дальше.

Система рабочая. Даже привязывает тебя к аккаунту. Что-то наподобие прокачанного песра в Вове или Линейке.
Георгий Ядвидчук, 14 июня 2012, 23:55 К тому же времени не так много тратится, чтобы накопить денег на чемпиона.
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 21:56 А да, совсем забыл.
За ф2п будущее.

Лично мне так приятнее существующего механизма козлячьих ДЛС, выкачивающих деньги что твой пылесос.
Дмитрий Рябов, 14 июня 2012, 22:26 ну сейчас система с длц отлично работает. ведь не стоит забывать, что основной игровой рынок - это консоли, а не пк
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:27 Я и написал, что лично мне ДЛС не нравится.
Возможно стоит поправить фразу на "За ф2п будущее ПК."
По крайней мере, ближайшее. В более отдалённом что будет - кто знает?)
Дмитрий Рябов, 14 июня 2012, 22:40 ну опять же. та же диабла отлично продалась.
через какое-то время выпустят аддон и еще денег поднимут.
а для таких себе онлайновых проектов, которые мало кто ждет естественно самое то.
ну и в случае с киберспортом должно как-то получше работать.
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:42 Да, продалась надо думать хорошо.
но однако тот же ск2 имеет смешанную систему продажи. подписка на время. Что тоже перспективно, но скорее для развитых стран(США ЕВРОПА), нежели для развивающихся (СНГ КИТАЙ). Ф2п модель закрывает ещё одну очень больную тему в случае с последними - тему пиратства.
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:10 Сандей отличную статью выбрал для перевода. очень толковую.
Так держать.
Евгений Пензарь, 14 июня 2012, 22:51 Сандей :pokerface: .
Идея правильная, коли свои уже толком не чего не пишут(пух только стихи), то очень не плохо смотрятся мысли известных игроков\медийных личностей, переведённые на Русский язык.
ugryumyi skitalets, 14 июня 2012, 22:54 Задача выполняется - интересный продукт читателю доставлен.
Какая при этом разница, кто автор? Написана статья или переведена? Как по мне - разницы нет вообще.
Георгий Ядвидчук, 15 июня 2012, 00:01 Почему свои не пишут?))) С июня все пишут стабильно. По крайней мере, крупные материалы. Никто не косячит особо, разве что мелкие ошибки проскакивают. Но над ними работают. Из нас никто бы такой материал не написал по одной простой причине: нужен такой эксперт как Кармак, человек, который разбирается в индустрии и знает ее как свои пять пальцев. Считайте, что эта рубрика будет постоянной. Ах, да... видео с буржуями тоже появятся у нас. Сандей суббтитры делать будет. =)

Кстати, в планах у меня есть одна тема, которая связана как раз со стихами. Времени нет пока ее реализовывать, ибо сессию сдаю. Завтра стоит ждать материала по DH по LoL'у, а в понедельник рецензию на Diablo 3 (пусть и с задержкой некоторой). Ну и другие фишечки, которые я не буду раскрывать.
Евгений Пензарь, 15 июня 2012, 01:15 В таком же стиле как Кармак хотелось бы...
Вот именно креативных тем хочется, а на п2п весь кретив по всей видимости уходит на заголовки=). Нужно больше золота и всякого рода "казуальных медведей".
Hidracock, 15 июня 2012, 01:50 Присоединяюсь. Не хватает "Медведя". Хотя с "Чемоданом" вроде реабилитировались. А еще п2п не хватает узнаваемых лиц. И обзоров событий с фотосетами.
Георгий Ядвидчук, 15 июня 2012, 09:00 С узнаваемыми лицами - проблема. Но она решается со временем. =) Казуальный будет по плану в конце месяца.
sandrix, 15 июня 2012, 03:50 Чо я буду делать - я ещё сам решу, я тебе не всё сказал :) Пара идей ещё появилась.
Маратя, 15 июня 2012, 12:09 я так понял Гоша будет стихи и киберспорт объединять :pokerface:
sandrix, 15 июня 2012, 03:51 Уася, усё буит. Терпение ;)
sandrix, 15 июня 2012, 03:50 За наводку на блог спасибо Пуху, он показал. А после этого родилась идея делать то, что я умею лучше всего остального :coolface:

Спасибо за отзыв, будем стараться.
Бopис Дерябин, 15 июня 2012, 01:13 как дела, посоны?
sandrix, 15 июня 2012, 03:49 норм, как сам?
Gt Я, 15 июня 2012, 06:31 Капитанская статья... любой из ваших авторов, написал бы на заданную тему нечто похожее.Кроме пуха офк и сандрикса эти на 4 главы бы разбили и утонули в корявых оборотах, и в воде.
з.ы поправьте нечто похожее: то ли на гв, то ли на п2п уже было?
чйзр, 15 июня 2012, 07:44 Уверен - ты даже не читал
:ohplease:
sandrix, 15 июня 2012, 09:25 вы посмотрите какой батхёрт у нашего нечто-похожего неосилятора xD
atty, 26 июня 2012, 16:38 "Это ключевая разница в ДНК League of Legends, которая поможет этой игре (и подобным)"
Мне одному плеваться хочется от этой фразы? В подобные, в его понимании, явно входит и дота, которая и стала родоначальником жанра. Какой то пиар ЛоЛ, а не статья.

добавить комментарий

Войти через

Комментарий

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.
Чат
Архив